Я люблю бывать на концертах Евгения Малинина, с которым много лет меня связывает творческая и личная дружба по педагогической работе в Московской консерватории и за рубежом.
Вот я в концертном зале в проникновенном исполнении Евгения Васильевича слушаю Шопена. А на других концертах — Рахманинова, Скрябина, Шостаковича, Прокофьева… Эти композиторы наиболее творчески близки ему. Это — его стихия! После концертов Евгения Малинина, уходишь не только восхищенной, но и с ощущением эмоциональной насыщенности. С нашей точки зрения, исполнителей-инструменталистов, Евгений Малинин блистательно владеет широчайшей звуковой палитрой. У него такое изумительное легато, богатейшее дыхание звука, которые редко свойственны исполнителям на смычковых инструментах. Его уникальной, необычайно одаренной от природы, личности музыканта близка романтика.
Его как художника влекут и глубоко драматические программные произведения, в которых заложена конфликтность образа. Вспоминаю в его трактовке пятый концерт и сонату «Аврора» Бетховена. Или «Картинки с выставки» Мусоргского и «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. Тут перед взволнованными слушателями (в том числе и передо мной) раскрывается невероятное богатство образного и ясного мышления пианиста, которое глубоко сочетается с великолепным владением звуком, что оставляет неизгладимое впечатление.
Перевернем музыкальную страницу программы исполнительского стиля Малинина в наше время. Послушаем в его интересной трактовке первый концерт с оркестром Д. Шостаковича. Чувствуешь, как пианист великолепно, чётко знает всю партитуру данного сочинения с большими контрастами настроений, отражающимися в гармонических модуляциях. Поэтому Малинин садится играть его как большой художник, который музицирует вместе с оркестром и дирижёром.
Я имела возможность наблюдать Евгения Васильевича за работой на репетициях с оркестром и видела какой это взыскательный и требовательный музыкант, к себе и своим товарищам, артистам оркестра. Это же я ощущала в нашей совместной работе и в концертах трио [с Э. Грачом], особенно в исполнении произведений Бетховена; его точное прочтение Бетховена всегда мне доставляло творческое удовлетворение.
Малинин — врожденный педагог. Он многообразно эрудированный человек, хорошо знающий не только музыку, но и литературу, театр, живопись, архитектуру. Евгений Васильевич радостно, доброжелательно делится творческим опытом, как профессор фортепианного факультета, со своими учениками в Московской консерватории. Он использует в своих занятиях педагогический опыт, почерпнутый у своего замечательного учителя Генриха Нейгауза. А учеников у Евгения Малинина много, и с каждым из них он работает скрупулезно, доброжелательно, развивая творческие индивидуальности студентов.
Я бывала на занятиях Е.В. Малинина в его классе и видела с каким большим интересом и желанием работают его воспитанники. Среди них есть и зарубежные студенты, как например Иво Погорелич из Югославии, который в июне 1980 года на Международном музыкальном конкурсе в Монреале получил первую премию. В числе советских студентов — окончившая по классу Е.В. Малинина в этом году Московскую консерваторию Татьяна Федькина. Она, ещё будучи студенткой, в 1975 году стала лауреатом Международного конкурса имени Шопена в Варшаве. Другая воспитанница класса Е.В. Малинина, Лариса Дедова, ныне аспирант Московской консерватории, второй год работает его ассистентом.
Все эти недавние студенты Московской консерватории, начавшие самостоятельный творческий путь, рассказывали мне, что они обрели свою профессию музыкантов благодаря прекрасному педагогу Е.В. Малинину. Они единодушно отмечают, что он воспитал в них требовательное отношение к творчеству, развил в них разносторонних музыкантов, глубокое проникновение в суть музыки, владение звуком, отточенность формы исполнения, самостоятельность творческого мышления.
Многие ученики Малинина ныне уже известные музыканты-исполнители. Среди них надо назвать лауреатов международных конкурсов : Е. Рывкина, И. Осипову, А. Манасарову, Ю. Розум, Н. Панкову.
Надо ещё отметить большой успех Евгения Васильевича как музыканта, снискавшего широкое признание у слушателей его концертов в СССР и за рубежом. Кроме того, Е.В. Малинин является одним из советских педагогов зарубежной Интернациональной музыкальной академии, организованной 6 лет назад в Фонтенбло (Франция). На этих краткосрочных курсах, работающих ежегодно летом за рубежом, повышают свою квалификацию музыканты Франции, Бельгии, ФРГ, Швейцарии, Канады, Бразилии, Японии и других стран. Вместе с Е. Малининым эти курсы ведут ещё два советских профессора Московской консерватории, С. Снитковский и я.
Рецензент французской газеты Новая Республика Ф. Сор опубликовал восторженную статью о недавнем концерте Е. Малинина (летом 1980 года во Франции) под заголовком « Вновь обретенный Шопен ». Он пишет, что любители музыки посетили концерт одного из ведущих советских пианистов Евгения Малинина, программа которого состояла только из произведений Шопена. «Под пальцами талантливого пианиста Е. Малинина, — отмечает рецензент, — оживают пламенные страницы творчества Шопена, раскрывается богатая палитра музыки великого польского композитора, то нежная, то страстная, то лирическая, которая удивляет слушателя в современном, живом звучании. В этот вечер публика имела счастье полностью ощутить всё очарование таланта выдающегося музыканта Евгения Малинина, которого аудитория слушала затаив дыхание».
8 ноября 1980 года Евгению Васильевичу Малинину исполнится 50 лет. Это зрелый возраст для музыканта, творчество которого уже продолжается 30 лет. Впереди у моего друга — коллеги на музыкальном поприще — большие, радужные перспективы. Все любители, поклонники яркого таланта Малинина ждут от него новых программ концертов классической и современной музыки, которые принесут много радости и эстетического наслаждения.