О жизни музыканта

Наталия Шаховская была уверена в связи личностных качеств музыканта и качества его исполения :

« Я придерживаюсь такого суждения, что музыкант открывается на эстраде. Там нельзя быть фальшивым, там нельзя быть мелким. Если человек мелок в своей жизни, он мелок и в своих музыкальных проявлениях. Если исполнитель недостаточно эрудирован, это обязательно скажется. Если ты углубляешься только в узкую сторону своего профессионализма, не видишь, что делается кругом, значит ты никогда не поймёшь вещей, которые необходимы тебе как исполнителю, как музыканту. Люди, которые мало знают мир, мало знают счастье, не идут в ногу с развитием искусства, издают такие омерзительные, скрежещущие звуки. Со временем они хватаются за голову : «Боже, что происходит?» И ищут ответ совсем не там, где следует искать — в каких-то технических вещах. Кстати, подобные исполнители с узким кругозором и маленьким внутренним мирком часто выбирают и сочинения, которые не выходят за рамки их узкого кругозора. »

На вопрос о разнице между музыкантами мужчиной и женщиной Наталия Николаевна отвечала :

« Бесспорно, женщине значительно труднее быть гастролирующим исполнителем. Эти трудности связаны с семьёй, детьми, физиологическими особенностями. В остальном, что касается исполнительства, всё определяется мерой таланта, и разницы в этом отношении между мужчиной и женщиной я не вижу. Конечно, у женщины есть какие-то физические особенности. Но как говорится, из женщины не сделаешь мужчину и наоборот.

У меня довольно трудно в этом плане. Конечно, один из сложных моментов у женщины, когда у нее появляется ребенок. Одни это переносят легче, другие тяжелее. Одни делают более длительный перерыв в своей исполнительской деятельности, другие — более краткий. У меня был очень большой перерыв. Мне было запрещено играть врачами почти семь месяцев. Когда я уже родила, я пришла домой, включила телевизор, и там кто-то играл. Я с женской сентиментальностью начала рыдать: «вот, я уже ничего никогда не смогу играть, руки не шевелятся». Затем я себя буквально заставила заниматься. Когда моей дочке было полтора месяца (правда я была некормящая мать), я взяла виолончель и поехала на гастроли. Как я играла, я уже не помню, но я поняла, что мне нужно поехать, мне нужно играть, снова войти в этот ритм. Как видите, специфические женские исполнительские проблемы всё же существуют. »

Особое внимание Наталия Шаховская уделяла пропаганде классической музыки и просветительской работе :

« Я принадлежу к тому поколению исполнителей, которые в своё время с энтузиазмом отозвались на призыв провести музыкально-просветительскую работу для целинников. Многие из нас вспоминают те концерты как яркие страницы своей биографии. Тогда стране это было нужно, мы тщательно выбирали репертуар, готовились к выступлениям с лекциями, рассказами.

У меня болит душа за нашу музыкальную жизнь, и поэтому я приму участие в любой акции, которая, на мой взгляд, несёт в себе благо. »